«Чтобы понять учение Будды о безличности, нужно осознать, что теория о вечной душе «У меня есть душа» и материалистическая теория «У меня нет души" являются препятствием к самореализации или спасению. Они появляются из-за ошибочного представления «Я есть». Поэтому, чтобы понять доктрину безличности, человек не должен привязываться к мнениям и взглядам на теорию души, он должен постараться посмотреть на вещи объективно, так, как они есть на самом деле, без всяких умственных проекций. Нужно научиться видеть своё «Я» или эго тем, чем оно является — обычным сочетанием изменяющихся сил. Это требует аналитического объяснения. Будда учил, что тот объект, который мы считаем вечной сущностью внутри себя — это просто сочетание физических и умственных сил, называемых Пятью Совокупностями (pañcak-khandha): физическое тело (rūpa-khandha), чувства (vedanā-khandha), распознавание (saññā-khandha), умственное конструирование (sańkhārā-khandha) и сознание (viññāna-khandha). Эти силы работают вместе в потоке непрерывного изменения, их состояние различно в любых двух последовательных моментах времени. Они являются составляющими факторами психофизической жизни. Когда Будда проводил её анализ, то обнаружил только эти пять совокупностей или сил. Он не обнаружил никакой вечной души. Однако многие люди до сих пор имеют ошибочный взгляд, что душа — это сознание. Будда чётко заявил, что сознание зависит от формы, чувств, распознавания и конструирования и не может существовать независимо от них».
(С) К. Шри Дхаммананда Маха Тхера — Во что верят буддисты
...