И тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, есть ли какая-либо одна вещь, посредством оставления которой невежество отбрасывается монахом, и истинное знание возникает?»
«Есть одна вещь, монах, посредством оставления которой невежество отбрасывается монахом, и истинное знание возникает».
«И какова же эта одна вещь, Учитель?»
«Невежество, монах, есть та самая одна вещь, посредством оставления которой невежество отбрасывается монахом, и истинное знание возникает».
«Но, Учитель, как должен монах знать, как он должен видеть, чтобы невежество было отброшено им, и истинное знание возникло?»
«Монах, вот некий монах услышал: «Нет ничего, за что бы стоило держаться». Когда монах услышал: «Нет ничего, за что бы стоило держаться» – он напрямую знает всё. Напрямую познав всё, он полностью понимает всё. Полностью поняв всё, он видит все образы иначе1. Он видит глаз иначе, он видит формы иначе… сознание глаза… контакт глаза… любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт глаза – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное…; ухо…; нос…; язык…; тело…; ум… и любое чувство, которое возникает, имея в качестве причины контакт ума – приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное – также видит иначе.
Когда, монах, некий монах знает и видит так, невежество отбрасывается им, и истинное знание возникает».
↑
1 Согласно комментарию, имеется в виду, что он видит все формации (составные вещи) безличностными, тогда как обычные люди видят их самостными.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn35_80-dutiya-avijapahana-sutta-sv.htm
....