Упадана парипаватта сутта: Фазы совокупностей, подверженных цеплянию СН 22.56 редакция перевода: 05.12.2014 Перевод с английского: SV источник: "Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 895" В Саваттхи. Благословенный сказал: «Монахи, есть эти пять совокупностей, подверженных цеплянию. Какие пять? * форма как совокупность, подверженная цеплянию * чувство как совокупность, подверженная цеплянию * восприятие как совокупность, подверженная цеплянию * формации ума как совокупность, подверженная цеплянию * сознание как совокупность, подверженная цеплянию Покуда я напрямую не познал в соответствии с действительностью эти пять совокупностей, подверженных цеплянию, в четырёх фазах, я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Но когда я напрямую познал их в соответствии с действительностью, то тогда я заявил о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. И каковы, монахи, эти четыре фазы? Я напрямую познал форму, её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению. Я напрямую познал чувство… восприятие… формации… сознание, его происхождение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению. 1) И что такое, монахи, форма? Четыре великих элемента и форма, основанная на этих четырёх элементах – вот что называется формой. С возникновением питания возникает форма. С прекращением питания прекращается форма. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению формы, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму, её происхождение, её исчезновение и путь, ведущий к её исчезновению – практикуют с целью разочарования в форме, её угасания и прекращения, и они практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму, её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению – освобождены из-за отсутствия цепляния, и они хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать1. 2) И что такое, монахи, чувство? Есть шесть видов чувства: * чувство, рождённое контактом глаза * чувство, рождённое контактом уха * чувство, рождённое контактом носа * чувство, рождённое контактом языка * чувство, рождённое контактом тела * чувство, рождённое контактом ума Это называется чувством. С возникновением контакта возникает чувство. С прекращением контакта прекращается чувство. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению чувства, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать. 3) И что такое, монахи, восприятие? Есть шесть видов восприятия: * восприятие форм * восприятие звуков * восприятие запахов * восприятие вкусов * восприятие тактильных ощущений * восприятие ментальных феноменов Это называется восприятием. С возникновением контакта возникает восприятие. С прекращением контакта прекращается восприятие. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению восприятия, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать. 4) И что такое, монахи, формации? Есть шесть видов волевых намерений2: * намерение по отношению к формам * намерение по отношению к звукам * намерение по отношению к запахам * намерение по отношению к вкусам * намерение по отношению к тактильным ощущениям * намерение по отношению к ментальным феноменам Это называется формациями. С возникновением контакта возникают формации. С прекращением контакта прекращаются формации. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению формаций, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать. 5) И что такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания: * сознание глаза * сознание уха * сознание носа * сознание языка * сознание тела * сознание ума Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы возникает сознание. С прекращением имени-и-формы прекращается сознание3. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению сознания, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае. Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать». 1 Согласно Комментарию, у араханта нет остаточной круговерти (перерождений) с помощью которой его можно было бы описать. Или же "круговерть" может означать основу (карана), т.е. нет основы для описания. 2 Тот факт, что есть разница между названием совокупности (санкхара кхандха) и термином, её объясняющим (санчетана) указывает на то, что эта совокупность шире, чем остальные. В Абхидхамме и Комментариях эта совокупность объясняется как включающая в себя все умственные факторы кроме чувства и восприятия. Намерение (воля) упоминается просто как наиболее значимый фактор в этой совокупности, но не как единственная составляющая. 3 Довольно значимо то, что в случае с предыдущими четырьмя совокупностями условием для их возникновения является контакт, тогда как в случае с сознанием вся имя-и-форма во всей полноте является условием для происхождения сознания. Здесь проходит параллель с утверждением в СН 22.3, где сказано, что четыре совокупности являются "домом" для сознания.