Восприятие отсутствия собственного «я» «Что же такое, Ананда, восприятие отсутствия „я“? Здесь, удалившись в лес, к подножию дерева или в пустую хижину, бхиккху размышляет следующим образом: „Глаз не имеет я;, формы не имеют я; ухо не имеет я;, звуки не имеют я;; нос не имеет я;, запахи не имеют я; язык не имеет я;, вкусы не имеют я;; тело не имеет я;, тактильные ощущения не имеют я;; ум не имеет я;, ментальные феномены не имеют я;“. Так он пребывает, размышляя об отсутствии „я“, в шести внутренних и внешних основах чувств. Это называется восприятием отсутствия „я“». В этом фрагменте Будда объясняет, что шесть органов чувств и их внешние или ощущаемые объекты, а также внутренние объекты или ментальные феномены, наряду с умом и телом, не содержат «я». В ходе медитации внимательности мы по очереди исследуем все эти объекты, и нам приходится заключить, что все вещи в прошлом, настоящем и будущем, внутренние и внешние, грубые и тонкие, непостоянны и не приносят удовлетворения. Более того, нет такой силы, которая могла бы сделать непостоянное постоянным и не приносящее удовлетворение приносящим удовлетворение. При правильном и мудром видении мы можем с определённостью сказать в отношении всего существующего: «Это не моё», «Это не я» и «Это не моё „я“». Разумеется, из соображений повседневного удобства мы можем говорить: «Я здесь» или «Это принадлежит мне». Однако мы не должны обманывать себя, думая, что эти слова подразумевают наличие некой неизменной сущности, которой я являюсь или которая принадлежит мне. Напротив, как демонстрирует наше восприятие непостоянства, всё всегда течёт и меняется, растёт и распадается в соответствии с вечно меняющимися причинами и условиями. Разумеется, эти непрерывные изменения относятся и к пяти совокупностям ума и тела: форме, чувствам, мыслям, восприятиям и сознанию. Именно потому, что эти аспекты ума и тела постоянно меняются, в нас нет ничего такого, что мы могли бы назвать постоянным «я» или душой. Учение о непостоянстве, являющееся отличительной чертой буддизма, имеет несколько важных следствий. Во-первых, оно опровергает убеждение, что жизнь возникала благодаря Богу-творцу, с которого начинается существование «я» или души и к которому «я» или душа возвращается, когда жизнь заканчивается. Некоторые люди приходят в смятение из-за исчезновения определённости, которую дарило им учение о Боге-творце, и горячо отстаивают мнение, что без такой определённости жизнь бессмысленна или безнадёжна. Однако приверженность представлениям о постоянстве и определённости может подталкивать людей к слишком строгому и негибкому поведению. С другой стороны, принятие учения об отсутствии «я» помогает нам расслабиться и ощутить удовлетворённость всем, что происходит, поскольку мы знаем, что как приятные, так и неприятные переживания являются временными условиями. Мы понимаем, что отсутствие определённости даёт нам возможность адаптироваться к меняющимся условиям и принять на себя ответственность за собственную жизнь, как и подобает духовно зрелым людям. Более того, восприятие отсутствия «я» помогает нам излечиться от болезней, о чём говорится во многих суттах. В «Кхемака-сутте» мы знакомимся с историей одного из последователей Будды, Преподобного Кхемаки, который был поражён недугом, сильно нездоров и мучился от боли. Несколько старших учеников из сообщества последователей Будды пришли к Кхемаке и начали задавать ему вопросы, связанные с учением Будды об отсутствии «я». Пока Преподобный Кхемака объяснял смысл отсутствия «я», он сам, а также слушавшие его объяснение монахи достигли просветления. Объяснить, почему восприятие отсутствия «я» обладает целительной силой, можно так. Говоря о смысле отсутствия «я», Преподобный Кхемака был совершенно спокоен и расслаблен. Слушавшие его старшие ученики также были совершенно спокойны и расслаблены. Отпускание тревоги и напряжения – великое лекарство как с психологической, так и с физической точки зрения. Мы все сталкивались с тем, как стресс и тревога усиливали боль, которую мы испытывали, когда болели. Например, когда мы ждём, что доктор объявит наш диагноз, наши болезненные симптомы зачастую усиливаются вследствие того, что мы воображаем и чего боимся. Когда мы узнаём, что наша болезнь излечима, мы расслабляемся, и наша боль зачастую уменьшается. Подобным образом, когда кто-то очень внимательно слушает учение об отсутствии «я», напряжение и давление, которые он испытывал, думая, будто существует «я», которое нужно защищать, ослабевают. Когда мы расслабляем ум и отпускаем напряжение и давление, мы дарим огромное облегчение уму и телу. Это облегчение является очень мощным средством освобождения позитивной энергии, ускоряющей процесс исцеления. Что касается Преподобного Гиримананды, мы можем предположить, что его болезнь была связана со скованностью и напряжением, вызванными верой в искажённые воззрения в отношении «я». Как врач Будда правильно диагностировал болезнь и дал Гиримананде подходящее лекарство. Размышляя над восприятием отсутствия «я», Гиримананда смог в достаточной мере расслабиться, чтобы ускорить исцеление и восстановить своё здоровье. (С) Бханте Хенепола Гунаратана ....

Теги других блогов: буддизм медитация непостоянство